МАДОУ ЦРР №19 «Лукоморье» г. Курганинск

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 01.07.2022, 19:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта
Наш опрос
Оцените сайт МАДОУ ЦРР № 19
Всего ответов: 40
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

10:11
Консультация музыкального руководителя.

«Духовно- нравственное воспитание дошкольников  средствами художественно - эстетической деятельности».

Духовно- нравственное воспитание- это длительный целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно- смысловой сферы, а также на формирование духовно- нравственных и базовых национальных ценностей.

Под духовно- нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье, к обществу, к Родине.

В настоящее время проблеме духовно- нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в ФГОС, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольных организациях на основе духовно- нравственных ценностей и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.

Начиная с 2021- 2022 учебного года рабочая программа воспитания является обязательным компонентом основной общеобразовательной программы  -образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР № 19.

Данная программа воспитания определяет содержание и организацию воспитательной работы в ДОУ. Цель данной программы- создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных , духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Музыка, как средство духовно- нравственного воспитания ребёнка.

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребёнка. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой , тем более успешным станет его общее духовно- нравственное развитие. Ведь, то, что упущено в  детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже , чем в более поздние периоды развития личности.

Музыкальные шедевры мирового искусства

Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. И. Чайковский «Времена года»,  Н. А. Римский- Корсаков «Снегурочка», К. Сен- Санс «Карнавал животных» и др. мы влияем на чувства, настроения ребенка,  его духовный , внутренний мир через его эмоции и переживания.

Знакомство с музыкальным искусством начинается с раннего возраста

С музыкальным искусством дети соприкасаются в детском саду,  начиная с раннего возраста: ребёнок слушает и подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки, подражая взрослому воспроизводит звуки на шумовых инструментах- погремушке, бубне, колокольчике.

Именно в раннем дошкольном возрасте формируются  задатки нравственности: что такое « хорошо», и что такое « плохо»; воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его дальнейшие взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту , рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого»,- гласит старинная мудрость. Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Реализация задач по духовно- нравственному воспитанию в нашем Д/С

Для реализации задач по духовно- нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском  на зарядке, на занятиях, в играх, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, а структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства. Все виды музыкальной деятельности    ( музыкально- ритмические движения, слушание, пение, игра на ДМИ, музыкальные подвижные игры , театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром  музыки.  Музыка развивает способность чувствовать, обобщать, мыслить.  Так как музыка окружает ребенка повсюду, то дети испытывают ее физиологическое и психическое воздействие. Многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах. Слушая народную музыку и произведения великих  русских композиторов, в  основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений ; осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.

Посредством народной фольклорной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского и кубанского народа , с образцами народного музыкального творчества.

Мы в своей работе широко применяем репертуар русского и кубанского фольклора. Детям даются понятия « народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников- это игра. Именно она приносит малышам огромную радость. Музыкальные игры, также как и другие виды деятельности, формируют и развивают духовные качества ребёнка.  А использование народных игр в работе позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, красоту и своеобразие русского языка, сформировать интерес к народной культуре, к ее традициям. В играх отражается повседневная жизнь народа: как жили, как воспитывались , чем занимались наши предки. Используя костюмы и атрибуты ребята младших групп на занятиях и досугах играют в подражательные игры «Петя- петушок», «Вышла курочка гулять»; хороводные – «Заинька», «Коза » и другие. Игры- забавы для детей старшего возраста. Также народные игры, такие как: «Горелки», «Подкова», «Напои коня», « Золотые ворота», «Заплети косу» и другие.

Пение является также одним из значимых видов музыкальной деятельности. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с музыкальным сопровождением и без него. Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему краю, городу, детскому саду. Мы в своей работе широко используем песенный репертуар . Но, особую любовь у детей вызывает песенный репертуар кубанского народного фольклора. Дети с удовольствием исполняют песни казаков Кубани в ансамбле, хором или индивидуально, а также инсценируют фольклорные песни. Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни-это могучая воспитательная сила,

раскрывающая перед ребенком народные идеалы.  Есть такое человеческое качество- тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир воспринимается очень чувственно и обострённо. Человек с такой эмоциональной натурой не может остаться в стороне страдания другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает песня и музыка в целом.  Эмоциональность натуры,  свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету.

Музыкально- ритмические движения  также являются важной составляющей в духовно- нравственном развитии  личности ребенка. В этом плане народный танец  стал бесценным сокровищем , показывающим быт, основные занятия , духовную жизнь, традиции, события, происходящие в жизни людей. В русских и кубанских народных  танцах дети черпают нрав, обычаи, дух свободы и творчества. Народные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, и в целом они воспроизводят положительные радостные эмоции. Во всех танцах есть что- то общее, характерное для русского и кубанского танца- это широта движения, удаль, жизнерадостность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания.  Он содержит не только эмоциональную сторону искусства , но и приносит радость как исполнителю, так и зрителю.  Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.  Взаимосвязь музыки и движения  как бы перекидывает мост от эмоционально- духовного к конкретно- физическому.  Это сочетание необходимо человеку.  Ярко выплеснуть свои эмоции , выразить свое отношение  к уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогают праздники и развлечения.  Организуя их, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные и культурные качества: любовь к своей стране, к своему краю, к родному дому, к своей семье, к родному городу. Дети всегда с нетерпением ждут новогодних, рождественских праздников, праздника Масленицы, Пасхи. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма. Все народные песни , а также народные мелодии , используемые на занятиях с детьми дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Мы всегда стремимся создать атмосферу праздника , торжества. Это нужно для того, чтобы воспитанники росли  чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать. Но, воспитывать ребенка нравственно, с высокими духовными качествами невозможно без тесной  совместной работы с семьей. Здесь имеет место разъяснительная работа с родителями  о роли музыки в жизни ребенка. Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно- нравственного воспитания в нашем саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность , учит осознанному отношению к восприятию музыки и другим видам искусства.

Приобщаясь к музыкальному наследию ребёнок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений.

Просмотров: 19 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Ссылки
Архив записей

Copyright МАДОУ ЦРР №19 "Лукоморье" © 2022 | uCoz